Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить литье. Это наиболее старый прием, известный населению Восточной Европы еще с эпохи бронзы. Металл расплавляли в глиняных тиглях при помощи мехов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный металл (или смесь металлов, сплав) черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей специальное наименование льячки (от глагола «лить»). Льячки обыкновенно делались с носиком для слива и глиняной втулкой, в которую вставлялась деревянная рукоять. Льячку с металлом подогревали в пламени и затем жидкий металл наливали в литейную форму, все углубления которой должны были заполняться металлом. Когда залитая форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие, в точности повторяющее форму. Качество изделия на девять десятых зависело от качества формы, но, к сожалению, исследователи ювелирного дела изучали очень многие технические приемы, но совершенно не касались самого распространенного из них — литья.
(далее...)
Обычно, когда речь идет о способах литья курганных вещей, всегда подразумевается один из описанных выше способов литья в формах. Необходимо указать на ошибочность этого взгляда, проистекающего от недостаточного внимания к технике.
(далее...)
Впрочем, надо оговориться, что далеко не все отпечатки на глине делались готовыми вещами; очень часто древним мастерам приходилось изготовлять специальную модель, с которой уже делали оттиск. Такая модель изготовлялась, очевидно, из воска. В этом убеждают мягкие и глубокие линии узоров, проведенные по модели легко, без усилий, а также выпуклые узоры, сделанные, несомненно, из тонко раскатанных палочек или шариков воска, придавленных затем к поверхности модели. На некоторых металлических вещах очень хорошо видно, как мастер выглаживал пластичный материал модели; видны и бороздки от его инструментов и следы работы по мягкой массе. Подобная пластичная модель могла быть сделана и из глины, но глина не давала тех преимуществ при отпечатке (приходилось бы делать глиняный отпечаток с глиняной же модели), какие давал воск.
(далее...)
На второе место после литья нужно поставить ковку и чеканку цветных металлов. Принципиальное отличие от ковки железа заключается в том, что серебро, медь и их сплавы куются значительно легче, требуют меньшей температуры нагрева и легко поддаются даже холодной ковке. Поэтому в курганах мы видим и тонкую кованую серебряную проволоку и тонкие листы серебра. Расплющенное в листы серебро (или медь) шло на различные поделки: очелья (или венчики), пластинчатые браслеты, брактеаты с диргемов, оковку шкатулок, ушки для прикрепления подвесок и т. д. Ковкой изготовлялись некоторые виды шейных гривен, браслеты, наголовники, ромбощитковые височные кольца и др. Чеканка тонких металлических листов применялась крайне редко. Это было в основном городским приемом. В деревне чеканка применялась в очень простых формах точечного узора, идущего по краю подвески или в виде нескольких вдавленных линий. Чаще применялась чеканка специальными пунсонами (вдавленный кружок, треугольник).
(далее...)
Третьим после литья и ковки важным разделом является производство проволоки. В древнерусских курганах имеется много разнообразнейших поделок из медной или серебряной проволоки. В небольших количествах проволока употреблялась не только для украшений, но и в быту. Проволокой обматывались черенки ножей, из проволоки делали кольца, а также браслеты, перстни, височные кольца и целый ряд других украшений.
(далее...)
Подводя итог обзору техники древнерусских ювелиров, следует отметить большое разнообразие технических приемов и знакомство мастеров со сложными способами изготовления вещей. Указать хронологические ступени развития ювелирной техники трудно. Можно наметить только известную тенденцию к упрощению процесса изготовления вещей: постепенно вводятся разные штампы, технические приемы все больше рассчитаны на массовый сбыт.
(далее...)